Иосиф Зисельс. Что стоит за украинско-польским скандалом

josef-kriz zentr.jpg

Говорить о том, что между Украиной и Польшей – скандал, как мне кажется, некорректно. То, что министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский не захотел зайти в музей «Тюрьма на Лонцкого» во Львове, вовсе не означает, что речь идет о скандале.

Нужно учитывать, что в Польше два года назад изменилась внутриполитическая ситуация, когда к власти пришла правая консервативная партия «Право и справедливость». Естественно, после того, как на протяжении двух десятилетий у власти были либеральные демократы, стоило ожидать, что формат отношений изменится. Позиции консерваторов и либеральных демократов отличаются. Последние – не акцентировали внимание на разных спорных исторических моментах, лоббировали интересы Украины, были нашими адвокатами в Европе и значительно помогли. Это видно даже по социологическим исследованиям: насколько отношение к полякам изменилось в лучшую сторону за 1990–2000 годы.

Но победила другая партия, победил другой взгляд на историю, на будущее, на традицию, на религию и так далее. Кстати, партия «Право и справедливость» тесно сотрудничает с Католической церковью, у консерваторов высокий рейтинг в Польше. Либерал-демократы для них – противники, оппозиция. Украина же ведет политику, сложившуюся еще в либерально-демократические времена при Ющенко, а теперь и при Порошенко.

Поэтому, когда «Право и справедливость» борется на своем внутриполитическом фронте с либеральными демократами, естественно, у нее появляется проекция и на польско-украинские отношения. И, конечно, поляков раздражает то, что Украина делает как страна, желающая стать либерально-демократической (хотя нам до этого еще далеко). Те же события в истории – операция на Волыни в 1943 году – они это забыть не могут. Сейчас они еще вспомнили Катынь, хотя это и советская история. Но не исключено, что какие-то украинские солдаты и офицеры могли участвовать в расстрелах польских офицеров. Более того, среди польских офицеров могли быть и украинцы. Но кто на это смотрит? Деталями занимаются историки, а политикам нужны общие вещи.

Поэтому мы являемся заложниками внутриполитической борьбы в Польше. Мы – не цель. Польша не объединяется с Россией против нас. Наоборот, эта власть куда жестче ведет себя по отношению к России, чем предыдущая. Например, они снова достали дело Качиньского в попытке доказать, что это был террористический акт российских спецслужб, и так далее. То есть нельзя сказать, что мы с поляками разошлись цивилизационно. Но история нам в какой-то степени мешает. У консерваторов это «болит» больше, потому что они – хранители традиций, а либералы – более подвижны.

Посмотрите, что случилось с нашим законом об образовании. Нас осудили Румыния и Венгрия, не разобравшись толком, что соответствующие европейские языки, наоборот, остаются в применении. А вот Польша восприняла закон позитивно, Польша его поддержала, поскольку закон консервативный, он говорит о сохранении языка. Как только в нашей политике появляются консервативные элементы, Польша это поддерживает. То есть сказать, что у нас с ними «раздрай», что мы с ними враги, – нельзя. Я был недавно в Польше, посол мне говорил, что сейчас экономические, торговые, отношения с Украиной намного лучше, чем были прежде. Остальное – внешние проявления.

У нас есть некоторые осложнения отношений из-за нового внутриполитического формата в самой Польше. И если бы наша власть была бы гибче, она бы понимала, что сегодня интересно полякам. Консервативный министр, конечно, не может признать, что был факт оккупации Польшей Львова, части Украины. Поэтому надо быть мудрее и не водить министров туда, где они могу фыркать носом.

Кстати, эти право-консервативные элементы в польской политике очень не нравятся Брюсселю, в Европе их критикуют, и там недовольны этим правым уклоном. Впрочем, консервативный тренд сейчас во всей Европе, но это уже другая тема.

У нас есть определенные осложнения, и, возможно, они усугубятся, если их не решить сейчас. Но все-таки Украина ведет себя достаточно дипломатично в этой истории с Польшей, она действует мудро, взвешено, не отвечает аналогичным действием на какие-то «взбрыки» оттуда. И мне это нравится. Потому что на самом деле мы движемся в одну цивилизацию.

Поэтому надо переждать, надо перетерпеть. Это как в семье. Ну вот поругались супруги. Можно, конечно, взять и тут же расстаться. Но это же безумие – каждый раз бежать в ЗАГС и разводиться.

Все-таки у нас с Польшей общее цивилизационное будущее, европейское будущее, несмотря на его сложность. Поляки не хотят терять собственную идентичность. Но и мы же ведь тоже не хотим, входя в Европу, терять собственную идентичность. У поляков просто больше опыта, больше сил. У нас еще «детский возраст» по сравнению с ними. Поэтому я бы не стал драматизировать то, что происходит.

 

Источник: Новое время