Александр Пасхавер. Украинская революция 1991– 2016. В чем закономерности и ошибки

VIZ_0.jpg

Александр Пасхавер – советник трёх президентов, учёный, экономист. В разное время был советником трёх президентов (Кучмы, Ющенка и Порошенка), а также премьер-министров экономики.

На протяжении 20 лет он принимал активное участие во внедрении большинства рыночных реформ в Украине и не по наслышке знает все «подводные камни» и «инсайды» системы – её слабые и сильные стороны.

 

Александр Пасхавер

Как возникли олигархи и что они сделали со страной?

Что главное в Майдане?

Почему послемайданная политика, которой все недовольны, объективно обусловлена?

Что такое для меня революция?

Революция – это некое изменение социального порядка, системы хозяйства, прав собственности, смена элит. Если все это происходит резко, тогда процесс можно рассматривать как революцию.

Предшествует революции нарушение социального баланса: люди всем недовольны. А сама революция представляет собой спонтанный выброс энергии и вызывает чувства, похожие на извержение вулкана – и страшно, и восхищает.

Революция – это не праздник, а тяжелое испытание для всего народа.

 

Есть три черты, характеризующие происходящее:

- Это борьба всех со всеми.

- Это когда наверх идут не только благородные и достойные, но и вся грязь идет тоже наверх.

- Никто не может быть уверен, что его планы осуществятся. (Не ждите от революции, что она осуществит ваш план, не ждите, что она принесет вам то, что вы ожидаете. Единственное, чего можно ждать от революции – это перемен…)

Начиная с 1991 года активные люди, которые были в сговоре с бюрократией, начали создавать монополии, из которых они начали получать коррупционную ренту.

Эта система монополий распространилась на всю страну.

Наш олигархат выстроил всю нашу жизнь как совокупность монополий. Это сотни тысяч людей, которые соткали ту социальную ткань, в которой мы живем сегодня, и в которую нас вплели независимо от нашего желания.

Майдан считается ключевым эпизодом в нашей революции, и главное в Майдане – не победа, а то, что на нашу авансцену вышли люди, которые руководствовались европейскими социальными ценностями.

Это означает:

 - Свобода как необходимость реализации личности.

 - Свобода для себя и для других.

 - Ответственность – высокие требования к себе и к другим. (Если ты подбираешь себе команду единомышленников, то берешь эффективных, а не своих…)

 

После Майдана

Вы представляете какое разочарование царит в стране, сколько проклятий сыплется на власть.

Революция – это страсть. Революция – это сверхожидания, которые никогда не оправдываются.

Я призываю вас оценивать ситуацию в стране в связи с объективными обстоятельствами.

Я склонен думать, что революция победит, что исчезнет олигархат, изменятся наши ценности, и мы станем бедной, но европейской страной…

 

Євгений Головаха,
директор
института социологии НАНУ

Александр Пасхавер сказал: «Мы будем бедной европейской страной!»

С этим я согласен. Будем ли европейской страной? От чего это зависит?

В таких постреволюционных условиях как у нас решающую роль играет не устоявшиеся нормы, а личная инициатива каждого. Если каждый будет вносить минимальный вклад в то, чтобы стана менялась – она будет меняться.

 

Диссидент Иосиф Зисельс

…Во время революции в 2004 году, для того, чтобы объяснить, что происходит, мы с Александром Пасхавером ввели понятие «цивилизационная идентичность» как идентификационный разлом, и начали им оперировать…

Необходимость в революции возникает тогда, когда идентичность нации развивается. Семь миллионов украинцев перед революцией 2004 года, работали в Европе. Такой постоянный обмен идеями и мыслями приводит к изменению идентичности той страны, которая немного отстала от общего развития.

Проблема состоит в том, что на протяжении многих лет на Украину действовали два мощных центра идентичности: один с запада – другой с востока, иными словами, европейский и евразийский, поэтому идентичность получилась раздвоенная.

Граница этой идентичности проходит не по Днепру, не по территории Донбасса, а через каждого из нас. Мы знаем, что такое европейские ценности, и мы знаем, что такое евразийские ценности или особенности.

В мирное время мы были бы идеальным мостом между Западом и Востоком. В этом наша проблема – мы не можем быстро двигаться в Европу, потому, что нас тянет назад наша евразийская идентичность…

При этом война – это очень важный критерий истинности революции. Империя (Россия) исчерпала все свои возможности для удержания Украины своей колонией. Возьмите последние 100 лет. От Финляндии до Израиля. 15 стран откололись от имперского айсберга, как льдины откалываются от ледника, и начинается их самостоятельное плавание. И никто естественным образом не вернулся обратно. Можно притянуть страну насильственно, как это пытается сделать Россия, но естественным образом страна в империю не вернется. Это закономерность. Пришло время Украины. У Беларуси и Азербайджана этот процесс еще впереди. По-своему откалываются и Молдова, и Грузия.

Проблемы у всех одни и те же, и это экономические рычаги. Империя давит на новую страну при помощи черной пропаганды империи и дипломатических интриг. И последним аргументом становится война.

Революция в Украине ясно дала понять России, что все возможности ее возврата в империю исчерпаны – остается только война.

Россия надавила на этот рычаг, который сегодня тормозит нас в движении в Европу, но нужно понимать, что для этого он и создан…

 

 


«Вільна Академія змін»
Дискуссия состоялась 7 декабря 2016 г.